Поиски пропажи — одна из важнейших сфер применения магических практик в традиционной культуре. В фольклорных повествованиях наиболее часто описывается поиск, во-первых, ценных предметов (пила, ружьё, удочка — два последних предмета необходимо найти не только ввиду их ценности для хозяйства, но и потому, что для охотников и рыбаков принципиально важно пользоваться именно своим промысловым инструментом); во-вторых, частый сюжет нарративов — поиск скота (рассказов об этом больше всего). При этом в подавляющем большинстве случаев ищут не потерявшийся скот, а скот, который закрыли (или поставили на круг). Согласно мифологическим представлениям, бытующим в севернорусском регионе, закрытое колдуном животное до совершения определённых специальных действий невидимо. При этом оно не может выйти за отведённую ему границу (круг). В этом смысле данные представления аналогичны поверьям о пастушеском отпуске, при использовании которого животное оказывается невидимым или превращается в неодушевлённый предмет для хищников. Когда же знахарь открывает животное, оно может вернуться домой живым и здоровым, или же — если поиски затянулись, потому что хозяева не сразу догадались обратиться к знахарю, — его находят уже мёртвым.
В-третьих, объектом поиска становятся люди. Это прежде всего люди закрытые (аналогично скоту), а также потерявшиеся в результате нарушения тех или иных предписаний (правил поведения в лесу, на воде и т. п.). Очень важная практика — поиск утопленников. Тело утонувшего необходимо найти, так как человек, согласно представлениям традиционной культуры, должен быть обязательно похоронен, причём похоронен в своей деревне.
Отдельный аспект — поиски украденного. Здесь акцент делается не столько на том, чтобы найти саму вещь, сколько на том, чтобы причинить страдания вору — в этом случае он не только сам вернёт украденное, но и будет наказан. Совершаемый знахарем или пострадавшим — по его указанию — обряд причиняет вору физические мучения. В народной культуре потерявшийся предмет или живое существо считается взятым нечистой силой, и именно этим определяются способы поиска. Наряду с широко известными методами поиска пропажи (например, обвязывание ножек стола с приговором: «Черт-черт, поиграй и отдай»)
используются и более сложные (и более действенные), находящиеся в компетенции знающих — знахарей, колдунов. Можно выделить несколько часто употребляемых методов поиска.
Наговоры на предметы. Над предметом произносится текст заговора (или имитируется его произнесение), потом наговорённый предмет относится в определённое место: на перекрёсток, в хлев, в дом, в коридор (сени), в лес и т. д. — и оставляется или бросается там. Чрезвычайно распространён сюжет былички о том, как человек, взяв наговорённый предмет, должен был отнести его в лес и возвращаться. Он будет слышать шум деревьев и странные звуки, но он не должен оглядываться. В разных вариантах человек либо оглядывается (и потерянный предмет так и не находится), либо, преодолевая страх, исполняет указание и обретает пропажу.
Колдовская травина. Травина эта иногда описывается как цветок папоротника, который нужно собирать на Иванскую ночь — перед Ивановым днём (Иваном Купалой); иногда о ней сообщается, что она растёт в реке и колышется в воде против течения, чаще же всего информанты отмечают, что найти её могут только знатки. Её нужно найти, положить в место, откуда пропал человек, животное или вещь - пропажа найдётся. Есть также рассказы о том, что в случае кражи вор будет испытывать физические страдания, пока он не вернёт украденное.
Кабалу писать. На бересту максимально непонятно (левой рукой, задом наперёд, с помощью зеркала) наносили магический текст или имитировали писание текста, который потом относили на перекрёсток и бросали через левое плечо. Кабала понимается как письмо лешему. Как правило, это средство используется для поиска пропавшей в лесу
скотины.
Кричать/шептать в трубу. Заблудившегося человека или потерянное животное зовут в печную трубу, или в трубу шёпотом произносится заговор.
При поиске утопленника по воде пускают горшок/икону/свечу, а в действительности — набор из предметов: в кринку кладётся хлеб и зажжённая свеча, на икону укрепляется горящая свеча и т. п., и всё это спускается в воду — где предмет остановится и завертится на месте несмотря на течение, там и находится тело.
В редких случаях профессионалы используют «обычные» (известные всем) приговоры и способы (обвязывание ниткой ножки стола, определение местонахождения предмета по направлению дыма из трубы).
Здесь перечислены наиболее распространённые методы поиска, в действительности же их арсенал значительно шире. Во всех случаях знахари либо сами совершают магические действия, либо дают инструкцию, которую затем заказчик должен в точности исполнить, не отступая ни в чём от сказанного, иначе пропажа не найдётся, а сам исполнитель обряда может пострадать.
(По книге "Знатки, ведуны и чернокнижники. Колдовство и бытовая мания на Русском Севере" под редакцией А. Б. Мороза)
0 комментариев
Написать комментарий