Поскольку они неоднократно фигурируют вместе с Родом, определение места в пантеоне и функций последнего поможет нам лучше понять и образ связанных с ним рожаниц. Как известно, в своих исследованиях академик Б. А. Рыбаков объявил его верховным божеством древних славян, по значимости сопоставимым с библейским Саваофом, за что был подвергнут критике Л.С.Клейном. Если обратиться к первоисточникам, то из них следует, что этот бог, с точки зрения язычников, имел самое непосредственное отношение к появлению детей, и христианский автор опровергает это мнение: «...то ти не Родъ, сЪдя на вздусЬ мечеть на землю груды и в том раждаются дЪти, и паки аггъли вдымаеть дупло...» Автор упомянутого выше «Слова св. Григория» считал Рода заимствованным извне богом и отождествляет его с египетским Осирисом, которому почему-то первыми начали поклоняться не египтяне, а халдеи, т.е. жители Месопотамии: «древле халдЪи и начаша трЪбы творити своими бгома родоу и рожаници по того рождению проклятого и сквьрньнаго ба ихъ. (....) Оттуда же начаша елини ставши трапезоу родоу и рожаницямъ таже егюптяне. таже римляне, даже и до словенъ доиде». Однако эта несообразность получает свое объяснение, если мы примем во внимание, что культ Рода и рожаниц, как это следует из других поучений, был связан со звездами.
Самыми знаменитыми астрономами древнего мира были халдеи, и автор «Слова св. Григория» сближает эти понятия, чем, вероятно и объясняется, то его утверждение, что Осирису-Роду стали впервые поклоняться в Халдее: «халдейская астрономия и родопочитание». Уже в Новгородской кормчей XI в. запрещается волхование и верование «въ полоучение рождества и родъсловъствие», а в Кормчей книге по рязанскому списку 1284 г. говорится «иже въ получай вЪрують. и в родословие, рекше въ рожаница». Под получаем здесь, по всей видимости, имеется в виду судьба, а под родословием, как отмечал Н. Гальковский — астрологический календарь, по которому эта судьба предсказывалась.
Этот же исследователь отметил, что Иоанн экзарх в своем переводе «Шестоднева» Василия Великого слово род отождествляет с «определение, рок, судьба», а в Изборнике Святослава 1073 г. словом родъство переведено греческое обозначение ада. Кормчая по Устюжскому списку осуждает тех, кто «въ стрЪчю вЪруютъ и в роженицЪ и во обояше». В другом случае перевода рожаница заменяет древнюю персонификацию судьбы: «Гораздо определеннее образ Роженицы в Паремейнике, где она...поставлена как перевод еврейского гад (Gad), латинского Fortuna». Связь рожаниц со звездами или планетами неоднократно и дальше встречается в древнерусской литературе: «Рожаницы — кумиры елленьстш, ихъ же погани влъшвениемъ рождеша нарицаху быти»; «Рожаницами еллинстш нарицаютъ седмь звЪздъ, глаголемыхъ планиты. и хто въ кую планиту родится, то по той планите любопрятся предвозвЪщати нравъ младенца». Митрополит Даниил среди других суеверий осуждает «случай, получение и рожение по звездословию». Автор «Домостроя» так же упрекает своих современников, которые «въ получая вЪруютъ, и въ родословш, рекше въ рожаницы, ивъ обаяше по звЪздословш». В азбувниках встречалось и такое определение: «Рожденицы — свято дня рождешя младенца, въ кои же дьнь кто родится, той нравъ и осудъ прiемлетъ». До сих пор в русском языке сохранилось выражение «Родиться под счастливой судьбой», что ясно указывает на связь с судьбой этих небесных светил. Связь понятия рода со звездами не ограничивалась одной Древней Русью и была свойственна и другим славянским народам, о чем свидетельствует чеш. rodowestnik, rodowestec — «предсказатель судьбы по звездам», польс. rodowieszczek — «астролог». Связь родившегося ребенка со своей звездой неоднократно фиксируется в русском, белорусском и южнославянском фольклоре.
А.Н. Веселовский в свое время отметил, что «человек счастлив или нет, потому что так ему прирождено, суждено, на роду написано, ни весть откуда навеяно. Все эти представления входят в представления народной славянской Доли... Доля прежде всего прирождена. Она дается матерью...» Поскольку Доля обуславливалась предками, то А.Н. Веселовский предположил, что ее давал Род, которому клали требы: «Славяне веровали в род, в прирожденную долю...» Хорутане считали, что каждый человек при рождении получает свою звезду и свою Рожаницу на земле. А.Н. Афанасьев отмечал, что, согласно хорутанским поверьям, при рождении младенца в избу являлись три сестры-рожаницы и предсказывали ему судьбу, поэтому в других местах их также называли живицы, суженицы и судицы. Если первые два названия образованы от слова судьба, то последнее название сближает рожаниц с западнославянской Живой, показывая связь этих абстрактных понятий. Оказываются связанными оба этих понятия и в древнерусском языке, как свидетельствует следующее выражение: «По судьбЪ твоей живи мя, Ги». Аналогичное предание бытовало и у чехов, представлявших судичек в виде трех белых жен, которые являлись в полночь предсказывать судьбу новорожденному и при приближении которых все в доме погружались в глубокий сон. Более поздним развитием данных представлений стало хорутанское предание о книге Рожденник, в которой записаны грядущие события в жизни каждого человека. С этим же кругом представлений соотносится и отечественное выражение «на роду написано».
М. Серяков. Богини славянского мира.
0 комментариев
Написать комментарий