ДОМОВОЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОРОЖАН.

1 октября 2016

Самым распространенным из демонов, населяющих современное городское пространство, является домовой. В него верит или просто знает о нем 65 % горожан и около 15 % не исключают его существование. Из иных названий данного персонажа в городе бытует также «барабашка», часто для обозначения не столько домового как хозяина и охранителя дома, сколько отрицательного духа, который «шалит» по ночам. Верят в домового люди разного возраста, обоих полов, уроженцы, как деревни, так и города. Сегодня он представляется либо как «сгусток энергии» , либо как некое неизвестное животное, или как некий образ прародителя – «небольшой человечек в белорусском национальном одеянии, в частности, в соломенной шляпе» . Многими информантами озвучивается связь кошек и домового – кошки могут его видеть, играют с ним. Иногда, когда человек не верит в сверхъестественное, отмечается, что «кошки и есть своеобразные домовые, хранители дома и уюта» .

Зооморфные ипостаси домового давно известны в восточнославянской традиции, ими считаются ласка, уж, паук, а также баран, собака, кошка, курица, заяц. Но в традиционном сознании данные животные все-таки соединяются с образом «хозяина» дома, в то время как отмечаемые городские поверья насчет кошек не всегда приписывают им сверхъестественные способности и часто отрицают существование домового. Видимо, потребность человека в иррациональной охране своего дома, одушевлении пространства проявляется в переносе сверхъестественных функции домовика на похожее по повадкам, размерам и другим внешним характеристикам реальное животное, существование которого не отвергается наукой и здравым смыслом общества.

Набор функций данного персонажа типичен для народной традиции, встречается вера и в охранительные, и в «полтергейстные» действия домового. Он невидим, его присутствие можно заметить по пропаже вещей: ложек, носков, шапок и др., он может душить или играть с кошками ночью, ему, как и прежде, оставляют в блюдце молоко.


М.И.Байдуж "Городская демонология в постсоветский период."

Gorodskaya_demonologia_v_postsovetskiy_period.pdf

Поделиться: