Баба Марта - западный аналог Морены. Часть 2.

30 июля 2016

Баба Марта - западный аналог Морены. Часть 1.
«Ритуальное расставание» с мартовской нитью, при котором ее вывешивают на дерево или подбрасывают в воздух, связано, по утверждению А.А. Плотниковой, с ритуальным «одариванием» мартовской нитью первой прилетевшей птицы. Цель – сохранение (приобретение) красоты и здоровья и привлечение удачи. Румыны и болгары часто вешали мартовскую нить на ветку розового куста. Также мартовские нити вешали на ветви шиповника, терновника, вишни, черешни, абрикоса и др. У румын, молдаван и болгар зафиксирован обычай, согласно которому, впервые в марте увидев аиста, ребенок должен снять мартовскую нить, бросить ее вслед аисту (рум.) или «навстречу солнцу» (болг.) и сказать: «Возьми себе черноту, дай мне белизну. Это действие также было направлено на сохранение красоты (на избавление от веснушек и пятен на лице). У болгар в окрестностях Русе дети, впервые увидев цаплю, подбрасывали мартовскую нить «к солнцу» и говорили: На на тебе мартеница, а дай на мене здраве. В Хасковско девушки, впервые весной увидев ласточку, снимали с шеи мартовскую нить, «чтобы шея была тонкой, как у ласточки». Интересно, что в тех же краях девушки снимали мартеницу с кос, впервые увидев змею – «чтобы косы были длинными, как змеи». В Дебарце (западная Македония) дети, бросая мартовскую нить вслед первой ласточке (или аисту), кричали: На ти ластоjце мартинка, да ми даjш кошула [На тебе мартинку, а мне дай рубашку].

Также в западной Македонии мартовскую нить носили, пока не услышат пение первой весенней птицы, чтобы это пение не принесло человеку несчастье, болезнь или смерть (да не те разбие пилето – [чтобы тебя не разбила птица]). В греческой Македонии было принято, увидев первую ласточку, говорить: «Возьми, ласточка, марц и на Пасху принеси мне всякого добра», а затем вешать марц на дерево, чтобы его забрала ласточка и взамен принесла в дом удачу.

Более ограниченное распространение имеет обычай нить под камнем и затем гадать по ней – он встречается в южных областях Болгарии (Странджа, Родопы, Пирин, Карнобатский, Пловдивский, Софийский края), в болгарской Добрудже и в юго-восточной Македонии. Болгары, спрятав мартовскую нить под камень, на следующий день гадали о приплоде скота в текущем году. По поверьям из Пиринского края, появление муравьев на оставленном обереге означает приплод коз или овец, божьих коровок – приплод крупного рогатого скота, пауков – приплод ослов. Схожие приметы бытуют во многих районах южной и западной Болгарии и в болгарской Добрудже. В Софийском крае по появлению на мартовской нити насекомых, соломинок, щепочек девушки гадали также о замужестве. В юго-восточной Македонии (Гевгелия, Радовиш) мартовскую нить клали под камень с иной целью. В Гевгелии обнаруженные на мартовской нити насекомые сулили здоровье ее обладателю, тогда как отсутствие таковых предвещало болезнь, несчастье, смерть. В окрестностях Радовиша дети, положив мартеницу под камень, ожидали получить взамен рубашечку.
У болгар и албанцев зафиксирован обычай бросать мартовскую нить в проточную воду. Мотивация этого действия – «чтобы все болезни (все зло) ушли с водой».
Целью ношения мартовских нитей изначально являлось сохранение красоты и здоровья, привлечение удачи. У румын ношение этих украшений-оберегов чаще всего мотивировалось именно сохранением красоты («чтобы не быть обожженными солнцем»). Символом красоты и здоровья выступала зачастую не только и не столько сама мартовская нить, сколько надетая на нее серебряная монета. Мотивация обычая стремлением уберечься от «опасного» мартовского солнца встречается у греков, болгар и македонцев. Болгары и македонцы считали, что Баба Марта может обжечь солнцем лица детей и девушек и, чтобы уберечься от этого, надо носить мартовскую нить. У болгар зафиксировано и представление о том, что ношение мартовской нити в соответствующие дни оберегает человека от укусов змей и насекомых в течение года. По представлениям греков, мартовское солнце является особенно жгучим, в марте следует опасаться пожаров и солнечных ударов. В северной Греции мартовскую нить повязывали на руку и на шею – «чтобы ее не поймал март» или «чтобы не ударил март». У румын, болгар и греков существовал обычай повязывать мартовские нити домашним животным, в первую очередь молодым, направленный, очевидно, на защиту от сглаза. Болгары и греки украшали мартовскими нитями двери домов, болгары – также различные орудия труда.
Согласно болгарской традиции, этот обычай объясняется стремлением «порадовать» Бабу Марту, согласно греческой – стремлением защитить дом от злых людей, способных навести порчу.
Итак, мартовская нить – это оберег, способствующий сохранению/приобретению красоты и здоровья, защищающий от злых сил и приносящий удачу. Этой функцией мотивированы и конструктивные параметры мартовской нити, и период ее ношения, и способы ритуального расставания с ней. Однако в настоящее время прежняя основная функция мартовской нити – функция оберега – вытесняется функцией подарка, знака любви, дружбы, уважения, доброго отношения. Так происходит, в частности, у румын и болгар".



Голант Н.Г. Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции Карпато-Балканского региона.

Поделиться: