ДУБ В СЛАВЯНСКОЙ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МАГИИ. ЧАСТЬ 4.
Мы уже упоминали о том, что к помощи дуба прибегали и в профилактических ритуалах, когда дубу приписывалось значение оберега. В Польше и Чехии, например, колья из дуба использовали в тех же критических ситуациях, в которых восточные славяне чаще применяли осиновые: дубовыми кольями пробивали могилы висельников и утопленников, чтобы те не «вставали» и не беспокоили домашних [Sikora 1983: 36; Sobotka 1879: 84-85]. Дым от сожженных листьев дуба считался эффективным средством от чар, дьявольского наваждения, морового поветрия; верили, в частности, что дыма этого «czart sif boi» [Fischer 1937: 67], см. о том же в лечебнике XVII в. из Литовской Руси: «... коли в кого в храмине дым от того дерева <дуба> залезет, тут блазен не может быть» [Древнерусский лечебник 1977: 69]. В Нижегородской губ. из дуба добывали «живой» огонь [А. М. 1859: 55].
Подытожим сказанное. Дуб как первое дерево славянского «дендрария» может выполнять, вероятно, любые функции, приписываемые традиционной культурой дереву как таковому. Вместе с тем, как мы стремились показать, подобный универсализм дуба (действительно применяемого при лечении самых разных болезней) не означает того, что сфера медицины и профилактической магии игнорирует доминантные признаки этого растительного символа. Напротив, ритуалы и магические процедуры с участием дуба или лечебные заговоры, в которых он упоминается, активно эксплуатируют основные ассоциации концепта «дуб», такие как «крепкий/ твердый», «долговечный», «сильный» и «здоровый». Именно вокруг них главным образом и складывается тот корпус ритуалов и фольклорных текстов, которые стали объектом нашего исследования.
0 комментариев
Написать комментарий