Символизм предметов в народной культуре.

2 октября 2016

Изучение символики предметного мира народной культуры позволяет не только лучше понять самих себя, свои корни, но и постичь выверенную в веках житейскую мудрость, философию. Вопросу символики вещей в традиционной культуре посвящены работы исследователей П.Г Богатырева, В.Н. Топорова, Т.В. Свешниковой, Т.А. Бернштам, А.К. Байбурина и др., ставшие базой для данной работы, в которой эта тема будет рассматриваться на местном материале.

Народная культура, мифологическая в своей основе, глубоко пронизана символами, метафорой. Их возникновению способствовало восприятие человеком всего окружающего как живого. В образах-метафорах уподобляли себя и предметы природе, и наоборот весь мир - себе.

Посуда, часто отождествлявшаяся с человеком и животным, с пространственными категориями, получала и соответствующее наименование деталей: ножки, носик, ушко, тулово, а также край, дно, основание. Олицетворяя созданную предметную среду, человек наделял вещи присущими себе свойствами, характером»1.
Подобное восприятие определяло как конфигурации предметов народного искусства, всегда близких каким-либо естественным формам - растениям, животным, так и материал, из которого они изготавливались.
При этом было важно, чтобы он входил в классификацию с понятиями «счастье», «чистота» и т.п., поэтому основные - глина, дерево, шерсть - обладали особым статусом: именно они послужили исходным материалом для сотворения мира и самого человека. Для живущих в лесах славян, которые относились с большим почтением к деревьям и наделяли многие из них сверхъестественными свойствами, это был наиболее доступный материал. К священным причисляли березу, дуб, ель, сосну, а т.к. исходное сырье, чтобы быть пригодным, должно было удовлетворять не только физическим, но и символическим требованиям, именно данные породы и использовались восточными славянами для изготовления широкого круга предметов.
Со всеми из них человек в традиционной культуре находился в тесной взаимосвязи, не только уподобляя мир вещей себе, природе, космосу, но и включая их в контекст культуры. Предмет содержал в себе магическую силу уже потому, что сам процесс ее создания сравнивался с Божьим творением и нес ритуальное содержание. Оно передавалось и на готовые изделия мастеров, а магическая сила в них могла усиливаться в зависимости от условий изготовления (пространственно-временных, окказиональных). Значимым при этом оказывалась семантика первого (первая борозда, первый сноп, первенец). Невеста, например, одеваясь к венцу, в качестве оберега от порчи прикалывала к нижней юбке кусочек своей первой вышивки или плетения.
Магическую способность вещи могли получать и благодаря особой декорировке - операции, переводящей их в область искусственного, освоенного. Декор вещи, неотделимый от ее будущего предназначения, оказывался принципиально важным в народной культуре. Одна из целей украшения вещей - придание им особой силы. В Ярославской губернии, например, вполне готовые к употреблению прялки не использовались и не считались пригодными до тех пор, пока они не будут соответствующим образом украшены. Это был процесс наделения предметов необходимыми свойствами, их оживление, т.е. декор реализовывал не столько эстетическую, сколько магическую и символическую функцию.
Существенную роль при этом выполнял цвет, являвшийся носи-телем особой информации и заключавший в себе символические значения. Как и в фольклоре, где цветовые эпитеты передавали характеристику объекта, он интерпретировался с бинарных оппозиций: свой - чужой, добро - зло, молодость - старость. При этом красный - самый красивый, по народным представлениям, цвет получал преимущественно положительное истолкование, маркировал наиболее важные локусы (красный угол, например), элементы ритуальных предметов (свадебные одежды, убрусы). Соотносясь с цветом огня, крови, символизировал жизнь, поэтому часто применялся для декорировки семантически значимых бытовых предметов с целью выделения их среди окружения (прялки, праздничная посуда). Кроме того, красный цвет, наделявшийся и защитными свойствами, мог выступать и как оберег.


Символизм предметов в народной культуре И.З. Зубец

Поделиться: