СИМВОЛИЗМ ПОСУДЫ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.

3 октября 2016

Подобное гадание могло совершаться не только с квашней, но и с солонкой, часто использовавшейся в ритуалах, в связи с тем, что соль в народной культуре считалась не менее важным продуктом, чем хлеб. Обрядовые функции солонки (солоницы), подобно тому, как и у хлебницы, сита, квашни обуславливаются ценностью того, что в ней содержалось. Вкусовые качества соли и ее недостаток в глубокой древности сделали этот продукт особенно ценным и необходимым компонентом обрядов. Чаще при этом ассоциировалась с женским началом.

В поверьях восточных славян соль относилась к оберегу. «Соль тебе в глаза» - восточнославянская формула для предотвращения последствий сглаза или урона. Ее считали лучшим средством от порчи - в Вологодской губ. невесте перед венцом натирали темя солью, чтобы предохранить от сглазу.

С солонкой обращались очень бережно, в ней воплощался дом, хозяйство, благополучие семьи, по-этому она должна была находиться постоянно наполненной, как и дом, полный добра, к чему человек стремился всю жизнь. Солонка занимала на столе центральное, организующее место, ее всегда стремились художественно украсить. Солонка использовалась в обрядах календарного цикла как элемент продуцирующей магии. В свадебном обряде Ярославской губернии солонка выступала символом достатка, единения: здесь дружки разрезали хлебы напополам, половинки хлеба жениха и невесты складывали, мешали соль жениха и невесты, часть всыпали в свою солонку и все завязывали в платок. В одних регионах солонка входила в состав девичьего приданого, в других - перед браком ее посылал жених невесте вместе с калачом; хлеб с солонкой посылался взаимно от невесты к жениху. С солонкой встречали и новобрачных после венца. В данном случае, видимо, утварь приняла на себя роль содержимого - соли и выполняла апотропеическую функцию. Ее также могла приносить невеста в дом будущего мужа, и она считалась ее собственностью и ее «представительницей».
Солоница, как и другая утварь, в народном быту преимущественно была деревянной. Она часто имела крышку, которая служила не только для предохранения содержимого, но и рассматривалась русскими как средство от проникновения нечистой силы. Особый семантический статус этого сосуда в народной культуре отразился в ее форме и декоре.
К предметам утвари, заключающим в себе символическое значение и с которыми связывались различные верования и магические обряды, относились также горшки, кувшины и любые другие сосуды, в народе - судна. Они могли использоваться в народной медицине, гаданиях. Будучи предметом, имеющим полость, содержали символику женского чрева. Важнейшей особенностью посуды становилось то ее свойство, во многом определявшее символическое значение, что она могла являться вместилищем чего-либо подобно тому, как человеческое тело - души. В связи с этим, в частности, одно из значений горшка - символ человека, его судьбы. Данное представление нашло отражение как в поверьях и приметах (если каша из горшка выпуркнула - кому-нибудь из дома уехать), так и в обрядах. В традиционном битье посуды, отражающем переход в новый статус и характерном для переломных моментов жизни (рождение, свадьба), в лексике. Например, в Ростове говорили: «Девки - посуда аховая: и не увидишь, как разобьется».
Наибольшая семантическая роль отводилась сосудам (горшкам, кувшинам) в похоронных обрядах и связанных с культом предков, являясь непременным атрибутом погребальной процессии. В Ярославской губернии, например, в головы умирающего ставили любой сосуд с чистой водой, в котором душа, выйдя из тела, могла бы омыться от грехов. Шршок, в котором обмывали умершего, как и другие, связанные с этой процедурой предметы, относили на перекресток или закапывали. Особую роль играл горшок в народной медицине - после родов повитуха «накидывала» роженице горшок на живот. Кроме того, продырявленные судна - горшки, кувшины, корчаги в
Ростовском уезде привешивали под насест, чтобы водились лучшекурицы.
Среди столовой посуды наиболее разнообразными символическими функциями обладала ложка - символ сытости, благосостояния, довольства. Ложку использовали в народной медицине, любовной магии, Символику пути, судьбы она приобретала в Ярославской губернии в гаданиях и во время свадебного пира. Новобрачным, которые в это время не пьют и не кушают, клали одну на двоих ложку так, чтоб она находилась ручкой от молодых. Чтобы узнать, в какую сторону и замуж идти, бросали в кадку с водой, раскручивали мутовкой и наблюдали, куда ложка пристанет черенком. Подобное гадание было и в Костромской губернии. Здесь в Семик девушки варили кашу, а потом кидали ложки через завитую березку и смотрели, в какую сторону черенком упадет ложка, оттуда будет и суженый.
Несмотря на то, что чаще ассоциировалась с женским началом, считалось, если упадет ложка, то придет женщина, если нож - мужчина, символизировала и человека вообще. Это значение ложки объясняется тем, что она была одной из немногих личных вещей крестьянина, ее помечали, избегали пользоваться чужой. Отождествляясь с владельцем, часто выступала в различных обрядах - поминальных, крестильных, свадебных. Ложка, повернутая выемкой вверх, использовалась на заупокойной трапезе. Лишняя ложка, оказавшаяся на столе, предвещала приход гостей. Была главным подарком младенцу. В окрестностях Ростова ее клали под подножье венчающимся, если кто-то из молодых болен. В этом случае он, обходя аналой, старался наступить и раздавить ложку, чтобы, как считалось «не завенчать болезни».
Считалось, что оставлять ложку, опирающуюся одним концом о миску, другим о стол - нельзя, так как она может стать мостиком, по которому в пищу проникнет нечесть. Кроме перечисленных значений судьбы, пути, человека, несла и фаллическую семантику в обрядах ряжения, роста - в масленичных играх.
Широкое применение в обрядах находила и тарелка. Наиболее характерное ее применение в качестве своеобразного подноса, на котором что-либо выносилось, подавалось или, наоборот, собиралось. Тарелка была атрибутом свадебного обряда: на нее могли складывать выплетенные из косы невесты ленточки и подавали жениху ее гребень. В Ростовской свадьбе тарелка использовалась во время величания: девушки исполняли величальные песни, каждый куплет которой относился к отдельному гостю, и подходили к тому, кому он посвящался с блюдечком (тарелкой). На нее в знак благодарности должны были положить деньги: мужчины - серебро, женщины - чаще медь. На тарелке выносила свекровь рубаху после первой брачной ночи, а сваха накрывала одну тарелку другой, когда нужно было гостям расходиться.
Между тем тарелка использовалась во время различных девичьих гаданий: на полу оставляли тарелку с водой и насыпали кучками жито и просо, затем смотрели, куда направляется петух: если к тарелке - муж будет пьяница, а если к зернам - домовитым. Наполнявшая крестьянскую избу утварь, изготавливалась, приобреталась, хранилась, естественно, исходя из чисто практического использования. Однако в отдельные, с точки зрения крестьянина, важные моменты жизни, почти каждый из ее предметов превращался из вещи утилитарной в символическую. Обилие различных поверий, запретов, предписаний на использование кухонной утвари в народной культуре свидетельствует о ее важном символическом значении.

Символизм предметов в народной культуре И. З. Зубец.

Поделиться: