Большаки и большухи русской деревни начала ХХ века.

29 июля 2016

В русской народной речи существуют слова, отдельно называющие разные возрастные классы мужчин и женщин. Эти слова обозначали не физический возраст, вернее не только его, но целую область правил, представлений и отношений, которые подразумевались за таким определением.

В отношении мужчин: парень (от рождения до женитьбы), мужик (от женитьбы до самостоятельного хозяйствования), сам, хозяин, большак (с момента обретения собственного дома и хозяйства и до смерти). Бобыль – одинокий старший мужчина, по какой-то причине не имевший семьи и детей, например – отставной солдат. Этот статус был экономически и социально ущербным: земельные наделы выделялась на количество мужских душ в семье. Отсутствие земли и семьи определяло низкий «моральный» статус бобыля среди прочих мужиков-хозяев. Поэтому практически всегда бобыли имели какое-то еще занятие – плетение корзин или сетей, промысел, ремесло, кроме работы на земле, поскольку ее малое количество не могло его прокормить. Знание ремесла, а также, зачастую и ворожбы, - компенсационная тактика бобылей.

Женские возрастные определения таковы: девка/девушка (от рождения до замужества), молодка/молодая (от замужества до первого ребенка или до первой дочери) баба (замужняя женщина, но не хозяйка в доме), большуха, хозяйка «сама». Большухой женщина становилась при выходе мужа на большину, смерти свекрови или же – когда свекровь передавала большину одной из невесток в случае своей физической немощи. Тогда большаком оставался свекр, а хозяйкой – жена старшего сына. Большаками и большухами становились тогда, когда семья выделялась в отдельное хозяйство.

Пребывание в том или иной статусе предполагало определенную сеть горизонтальных и вертикальных отношений с другими членами сообщества, определенные имущественные правила, определенные «должностные обязанности». Горизонтальные отношения – отношения договора и конкуренции. Парни бьются за престиж – «честь» и «славу». Этот престиж определяется лихостью и отвагой личного поведения, тогда парень признается «атаманом» своей «ватаги» (парней одной деревни), а также групповой доблестью в битве шатии на шатию.

Важно и то, что «парни», неженатые мужчины, не имели никакой собственности. Любая их добыча могла быть преобразована только в «справу» - его символический капитал. К справе относились – одежда, средство передвижения, оружие, предметы личного обихода. Отношения групп парней и девок также состязательны. На кону – «честь». Задача девиц состояла в сохранении своей «чести» до брака, задача парней – стяжание «мужской чести», которая определялась количеством любовных связей. Итак, главные черты поведения «парня» - удаль, риск, превращение добытых средств в символический, а не экономический капитал, множественность любовных связей. А также, что очень важно, отсутствие персональной ответственности за что-либо или кого-либо. Оценивающей группой для парня были своя ватага и девки. Но также – мужики деревни, потому что с раннего возраста мальчики и парни принимали участие в общих мужских работах, оценка старших мужчин была для них исключительно важна.

Вертикальные отношения – парни подчиняются матерям-большухам, причем как своим, так и чужим. Они выходили из под власти матерей после свадьбы. Старшим мужчинам они подчинялись вплоть до самостоятельного выхода на большину. Социальной задачей молодого мужчины-мужика было завоевание признания в среде мужиков, дабы постепенно быть принятым в состав деревенского схода.

Сход – коллегиальный управляющий орган деревни, состоявший из хозяев-мужчин. Важно понять и характер психологических отношений внутри этой группы. «Парни» одного поколения, одной «ватаги», обретая с возрастом в статус хозяев, остаются «парнями» друг для друга. Их объединяет общее прошлое – гульба, драки, призыв. У старших мужчин – отцов - они учатся ответственности и принятию решений. В мужских местах и в мужском общении - на рыболовном промысле, артельных работах, строительстве, в банях и на пивных праздниках - они набирают хозяйственный и социальный опыт. Отцы-большаки несли полную ответственность перед миром – государственной властью и общиной - за поведение всех членов своей семьи, а также за материальное состояние семьи. Иначе разворачивалась история вертикали отношений женщин. В дореволюционной деревне девочка взрослела в семье. Ее социализация начиналась со вступлением в «малую беседу» (собрания девочек-подростков 11-12 лет), а позже – в «большую беседу» (собрания девушек брачного возраста).

Женщина набирала свой социальный авторитет посредством той семьи, в которую она входила, вступая в брак. Бывают беседы, что и прясть собираются специально. Только девки собираются. А парни так, иногда посидеть заходили. Бывало, что и женщина пряли с девками. А девки больше полотенца вышивали, скатерти вязали. А старухи, дак эти прядут, да ткут. Девки не ткали - не умели. Этим занимались сами хозяйки. Учились ткать у женщин, которые "снуют". Молодые не умеют, выйдут замуж, так свекровка покажет. Научит, как сновать (учат после свадьбы). А если свекровка молодая, так она сама будет ткать. Ткать начинают, когда свекровка состарится. Раньше старики были в почете - хозяевами были. Уж если не может делать свекровь, только тогда дети учились. Свекровь и печку топит, и ребенка в зыбке качает, а молодые работают. А за стол садятся - первую ложку отец хлебнет, а затем - остальные.

И, также как парни одного поколения оставались «парнями» друг для друга, женщины одного поколения (одной беседы) – оставались «девчатами» друг для друга. Но отношения между возросшими до статуса хозяек «девчатами» существенно отличались от мужских: они были конкурентными. «Все топоры вместе, а грабли – врозь» - говорит пословица о мужских и женских отношениях в деревне. Оценивающей группой женщины был ее «род». А родом для женщины была не ее собственная семья, а та семья, в которую она вошла, вступив в брак. В деревне невестка получала хозяйствование от свекрови, и от нее же – большинство необходимых для этого навыков. Ее защитой перед властью свекрови был муж. Традиционная свадьба была ритуалом, который в том числе разрывал отношения подчинения между матерью и сыном. Их отношения становились равными – они оба подчинялись отцу. В случае развода или смерти мужа, крестьянка никогда не возвращалась в дом родителей.

На попечении большухи – дом, скот и дети (и собственные, и дети сыновей - внуки). Состоятельность большухи оценивал большак – муж, свекр или сын. Критерии оценки – здоровье семьи и скота, в том числе – и защита от магических чар «завидующих соседок». Успешность большухи - мир между членами семьи, рациональная организация быта, запасов, одежды. И в том числе – организация всех семейных ритуалов: календарных праздников, на которых гостят «по семьям», поминок, свадеб, проводов в армию. Большаки заботятся как о семейном благе, так и о благе социальном: сход отвечает перед властями за сбор налогов, распределение земли, отправку на военную службу и пр. Условием благополучия общины было разумное и компетентное поведение домохозяев.

Характер ответственности распределялся следующим образом. Парень отвечает за себя и за свою «шатию» перед отцами и матерями общины. Девушка отвечает за свою «честь» перед родителями. Женатый мужчина отвечает за свою работу перед сходом и за себя и свою жену – перед отцом и «обчеством». Хозяйка была подотчетна большаку и только, сфера ее ответственности – семья-дом.

Автор: Адоньева С. Б. (редакция В. Карнача).

Поделиться: