А были ли Зимние Святки до христианства или в те давние времена, когда новое Лето на Руси отмечали с Марта? Или с Сентября?

Были. Когда бы мы не отмечали «календарно» Новый год, зарождение нового Солнца Славяне всегда отмечали в положенное время: после зимнего Солнцестояния. Отвлечемся на минуту от всех типов календарей и вернёмся в то время, когда наши предки ориентировались в смене сезонов и отсчете времени по Солнцу и Луне. Чтобы не уходить в глубины веков, расскажем про «сегодня». Итак: самая длинная ночь, самый короткий день: 22 Декабря 2016 года. Карачун. Открываются врата, стираются грани с иномирьем. Убывает и Луна (помните, у Н.В.Гололя, в «Вечерах на хуторе…» - Чёрт луну украл).

Наши праздники. 18 Ноября (в 2016 году).

Для Славянской Богини Макоши, покровительницы женщин, кроме кологодных народных праздников, выделяются и все пятницы в году. Среди важнейших «обязательных» двенадцати Пятниц, предшествующих большим праздникам, особо чтимы – «девятая» и «десятая».
Обряды и ритуалы:
1. Всю «женскую» работу (рукоделие, шитье, вязание, стирку, подметание и т.п.) закончить накануне, в четверг. «По словам духовного регламента, суеверы уверяли, что «Пятница гневается на непразднующих (ее дня) и с великим на оных угрожением наступает» (2). В первую очередь запрет на работы в этот день относится к беременным (9).
2. К этому дню желательно изготовить обережную куклу, олицетворяющую Богиню – покровительницу (3), наделив её нагово́ром на желаемое. В «красном углу» можно также поместить обережные символы – челнок (с помощью которого плетется рыболовная сеть); нити двух сортов, уже намотанные на челнок; веретено с нитками (12).
3. По возможности, ритуал принесения треб, молитв, славлений провести у колодца, родника, реки. Приношения — полотенца, рубахи, мотки пряжи, нитки, шерсть — «Угоднице на чулочки!» (5), «Матушке Пятнице на передничек». Вода из источников в такой день считается целебной (1). Ягоды, плоды, которые можно засушить, также наделяются защитной силой и хранятся наравне с куклой и другими оберегами.

«Над мертвеца идете, яко вси мертвени есмы»
(Духовная В.К. Владимира Мономаха
детям своим. Спб, 1793, в 3).


Семик – седьмой четверг после пасхи. Даже исходя только из этого, можно говорить о его христианских корнях. «Но слово Семик в значении праздника известно не ранее XVIII века в письменных памятниках» (1с114). А что было до того? До христианства? И вообще, - вяжется ли он с древними, «языческими» празднествами? Помятуя о том, как церковь замещала и подменяла исконные народные праздники на свои, «благочестивые» обряды, легко можно обнаружить то, что в действительности отмечали славяне.
Ранее мы отметили, что Русалии, или Зеленые святки (примерно с 10 мая по 10 июня), были одними из самых крупных кологодных народных праздников.

Следующим символом, к которому мы считаем необходимым обратиться, является символ колеса. Колесо - «стар. коло. означает круг (около - вокруг).

На доисторических изображениях колеса нередко снабжены крестообразными спицами («колесные кресты»), которые потом также изображались самостоятельно, без повозок. Символоведческое толкование связывает колесо с элементом круга и четвертичного деления, что указывает на годовые циклы. В то время как круг воздействует статически, спицы колеса придают ему символическое значение вращения и динамики, а также кругового процесса, возникновения и исчезновения, свободы от локальной связи. Колесо, обращающееся вокруг оси, древним напоминало движущееся по небесному своду солнце». Об этом свидетельствует обычай в период солнцестояния скатывать с гор горящие колеса. Кроме того, в более широком смысле колесо становится символом всего космоса и его циклического развития, при случае также - самого божественного творца, который воспринимается, как «перпетуум - мобиле».

Вторым, но не менее важным символом, явился символ воды.

Воде приписывались многие чудесные свойства, во многом схожие с огнем, но имеющие и свое своеобразие:
Сила плодородия - к родникам, как известно, рекам и вообще к водной стихии обращались с мольбой об изобилии плодов, совершались крестные ходы с окроплением полей святой водой; Целебная сила воды, очистительная - возрождает природу, дарует красоту, здоровье и молодость. Это стихия светлая, не терпящая ничего нечистого (как и огонь), она смывает и топит всякие болезни и напасти злых духов.

Иванов день — 24 июня (у восточнославянских народов Иван Купала, или просто Купала) широко отмечался всеми европейскими народами. Это один из важнейших народных годовых праздников. О значении, предававшемся ему, свидетельствует хотя бы то, что во Франции ивановский костер зажигал сам король. У всех европейских народов основные элементы ивановского ритуала были одни и те же, что свидетельствует об его весьма древней основе. Повсюду праздник справлялся ночью, обязательно жгли костры, пели и плясали вокруг них, прыгали через них, купались или обливались водой, плели венки, собирали травы. Новое же название (Иванов, янов день) этот древний праздник получил с распространением христианства, когда он был приурочен к дню Иоанна Крестителя .

В Галиции Туpицы , стоящие в близком отношении к Туру, празднуются в начале мая, соответствуя «семику» великоруссов . В львовском Номоканоне XVII века упоминаются, в числе языческих игрищ, Туpы . «О Туpах ... вы попове уимаете детей своих», – говорится в одном из поучений XVI века . У западных словаков один из важнейших весенних праздников – Троицын день – носит название Letnice или Тuřiсе . На праздниках, в которых чествовалось весеннее солнце, оно почиталось под именем, а иногда даже в образе тура или быка (действительного или ряженого). Вспомним, что у греков Дионис, который, с одной стороны, как божество солнца, с другой – как представитель похоти, плодородия и растительной силы земли, имел, как римский uber и русский Ярило, символом фаллос, иногда не только назывался быком, т.е. туром , но даже изображался в виде быка . Символом Марса, между прочим, также служил и бык.

На Купалу — Солнце на зиму, а лето на жару », «Кто не выйдет на Купальню — тот будет пень-колода, а кто выйдет на Купальню — тот будет бел-берёза»,



О слиянии христианского "иоанна предтечи " в виде слова "ИВАН " с языческим именем "КУПАЛО" общеизвестно, и останавливаться мы на этом не будем, сосредоточимся непосредственно на значении слова языческого, древнего и весьма многозначительного, как вы сейчас убедитесь...



Сначала, давайте посмотрим, насколько древним является это название, и что нам точно известно о этом слове?