Уродство и "непохожесть" как признак колдуна в славянской народной традиции.

4 августа 2016

До сих пор жители деревни транслируют в языковом материале представления о колдунах и знахарях как людях, отличающихся от типичных представителей деревенского социума какими-либо чертами внешности, своей национальной, конфессиональной принадлежностью, владением профессиональными знаниями и умениями и т. п. Любое существенное отличие, выделяющее человека традиционной культуры на общем социальном фоне, отмечается народным сознанием и переводит этого человека в ряд «не своих», «чужих». Таким людям приписываются демонические свойства, их считают колдунами.

«Бинарное противопоставление “свой - чужой” является одной из базовых семантических оппозиций в народной культуре... Оппозиция “свой - чужой” в приложении к социуму осмысляется через разноуровневые связи человека: кровно-родственные и семейные (свой/чужой род, семья), этнические (свой/чужой народ, нация), языковые (родной/чужой язык, диалект), конфессиональные (своя/чужая вера), социальные (свое/чужое сообщество, сословие). Признаки “чужести” могли приобретать и члены “своего” коллектива (семьи, общины)» [Белова 2006: 28-29].
1. Физические недостатки или особенности некоторых людей из «своего» сообщества часто выступают маркером «чужого», даже демонического, и дают основание для осознания их деревенским сообществом как потенциально опасных: Кроме того, есть еще одна причина, позволяющая народному сознанию относить таких людей к колдунам.

Духи локусов, в частности леший, мифология которого хорошо сохранилась в лесных частях России (в том числе и в Пермском крае), часто наделяются сходными чертами: у них тоже может иметься физический дефект. «Показателями демонической сущности [мифологического персонажа. - И. Р.] часто выступают телесные аномалии (хромота, горбатость, одноглазие, слепота и т. п.)...» [Виноградова 2000: 118]. Связь колдунов с нечистой силой - один из основных мифологических мотивов. Например, в русских мифологических текстах такая связь реализуется в модели «глагол знать (знаться) + имя демона»: знать бесей (кутек, мелких, окоянного, чертей), знаться с (бесом, бесями, водяным, дьяволом, кулешатами, лесным, лесным дедушком, лесным хозяином, лешим, нечистой силой, нечистым духом, окоянным, сатаной, чёртом, чертями) и т. п. Черты демона автоматически переносятся на человека, потенциально с ним связанного.
Представим такие единицы, зафиксированные собирателями в Пермском крае: безрукий (Он безрукой, настоящий колдун. Портит много, чертей, видно, насаживает (Талица Краснов.)); горбатый (Много колдунов было дак. Ещё одна была горбатая девка. Тоже знала много. Ак вот она умерла, дак мужику-ту казалася она всё, бегала за им (Беляевка Охан.)); косошарый (Косошарый он. Изурочит, раз такие глаза плохие (Мартино Краснов.); слепой (Говорят, умирает колдун трудно, если не передаст своё умение. Андрей умер легко. Искусство своё чёрное передал Гришке слепому (Аптугай Куед.)).
2. Еще одна группа людей, которые осознаются как возможные носители магических способностей, - это люди, имеющие отличия во внешности от большинства в деревенском окружении. Например, цвет волос и глаз тоже оказывается существенным для того, чтобы включить или не включить человека в свою социальную группу и таким образом считать его безопасным или опасным для сообщества. Жители Русского Севера и Урала обладают по преимуществу светлыми волосами (белокурыми, русыми) и глазами светлых оттенков (серыми, голубыми). Поэтому те, кто имеет нетипичный цвет глаз и волос, относятся народным сознанием к «чужим». Кроме того, прилагательное «черный», наиболее «востребованное» в таких единицах, в народной культуре является маркированным, оно выступает сигналом потенциально опасного, часто связанного с потусторонним миром: «Черное - один из основных элементов цветовой символики, противопоставлен белому по признаку «темный/светлый»; обладает однозначной негативной символикой, ассоциируясь с несчастьем, мраком, землей, смертью, нечистотой, с “чужим”, злым или демоническим началом, с потусторонним миром» [Белова 2012б: 513-514].
К единицам этой группы можно отнести следующие: рыжий, чёрный, черноглазый, чёрные глаза: А ещё говорят, что рыжих нельзя к скотине пускать: испортят (Андреевка Охан.). Тут вот у нас про Колю Рыжего ходили слухи: он коров портил (Усть-Зула Юрл.). Черноглазые-то сильно урошливые все (Усть-Лог Сукс.). Был в деревне чёрный мужик, у него волосы чёрные, борода чёрная, сам маленький. Их называли колдунами; Все колдуны чёрные, и глаза у них чёрные (Редикор Черд ).

И. И. Русинова. Восприятие «чужого» и «профессионала» как колдуна, знахаря.

Поделиться: