Сонъ i сновидѣнiя.

4 июня 2016

Бѣлоруссы еще сохраняютъ воззрѣнiе, свойственное первобытной ступени умственнаго развитiя, что во время сна душа выходить изъ тѣла и посѣщаетъ разныя мѣста, въ томъ числѣ и такiя, которыя недоступны человѣку въ бодрственномъ состоянiи, какъ напримѣръ загробный мiръ. Однако она не покидаетъ тѣла совершенно. По мнѣнiю однихъ *) - она какъ бы вытягивяется изо рта въ видѣ неизмѣримой ленты, которая однимъ концомъ остается въ человѣкѣ, а другимъ можетъ быть, где хочетъ. Этимъ объясняется, что тѣло во время сна живо. Другiе же, игнорируя послѣднее соображенiе, полагаютъ, что душа выходить изъ тѣла вполнѣ, но, какъ бы далеко она не отлучилась, не упускаетъ тѣла изъ виду, и если ему грозить опасность или если спящаго будятъ, то спѣшить возвратиться на свое мѣсто. Какъ тѣ, такъ и другiе толкователи согласны въ томъ, что крѣпкiй сонъ, когда человѣка трудно разбудить, зависитъ отъ крайняго удаленiя души.



Сны - это видѣнiя души во время ея странствованiя. Въ реальности этихъ видѣнiй бѣлоруссы нималоне сомнѣваются. Только надо ихъ, эти видѣнiя, понимать. Отсюда толкованiя сновъ. Одно понимается прямо, другое - аллегорически или по аналогiямъ, а иное толкуется въ обратномъ смыслѣ, - словомъ, предоставляется широкiй просторъ снотолкователямъ.



Приведемъ, для примѣра, нѣсколько традицiонныхъ толкованiй.



Видѣть во снѣ попа - имѣть дѣло съ нечистой силой; видѣть похороны - къ свадьбѣ; пожаръ - счатiе, богатство; видѣть бобы, горохъ - лить слезы; вырвать зубъ или лишиться какого нибудь члена своего тѣла - означаетъ смерть близкаго человѣка; если при этомъ течетъ кровь - значить умретъ кровный родственникъ и т.п.



Особое значенiе придается сновидѣнiямъ, въ которыхъ фигурируетъ кто нибудь изъ умершихъ родственниковъ. Тутъ надо стараться такъ или иначе угадать ихъ волю и исполнить ее *).



Пророческiй смыслъ придается также "сонному бреду". Но такъ какъ онъ часто бываетъ отрывоченъ, безсвязенъ, такъ что изъ него, при самыхъ грубыхъ натяжкахъ, мудрено вывести какое нибудъ заключенie, то, чтобы избѣжать этого, совѣтуютъ, лишь только начнется бредь, взять спящаго одной рукой за мизинецъ и, слегка поглаживая другой рукой его руку, давать ему вопросы; тогда онъ будетъ отвѣчать связно и толково и не будетъ въ состоянiи утаить что-нибудь. Между прочимъ, такимъ способомъ ревнивые мужья испытываютъ вѣрность своихъ женъ.
Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белоруссов.

Поделиться: