ПРАВЬ, ИРИЙ, МИР БОГОВ ИЛИ ОСТРОВ БУЯН? ЧАСТЬ 3.

24 июля 2016

ПРАВЬ, ИРИЙ, МИР БОГОВ ИЛИ ОСТРОВ БУЯН? ЧАСТЬ 2.
Вот что говорил о происхождении названия «Буян» А.Н.Афанасьев: «Название «Буян» (от слова буй), принятое позднее за собственное имя, первоначально было не более как характеристический эпитет баснословного острова; в некоторых уездах доныне вместо «Буян-остров» произносят «Буевой остров»». По словам А.Н.Афанасьева корень буй синонимичен корню яр. «Ярый заключает в себе понятия: весенний, горячий, пылкий, раздражительный, страстный, плодородный, урожайный. Понятие весеннего плодородия заключается и в слове буй: глагол буять (Оренбургская губерния) - вырастать, нежиться (...), а прилагательное буйный, когда говорят о нивах, лугах и лесах, служит для обозначения, что травы и деревья растут высоко, густо и обещают богатый урожай (...). Вообще же буйный (буявый) употребляется в смысле дерзкий, наглый, неистовый (яростный); буесть - удаль, отвага, буйная головушка - отважная, смелая, буйные ветры - бурные, стремительные... ».

Но если остров Буян по сути своей есть своеобразный «двигатель» мира, источник его жизни, то сущность и функции камня Алатыря абсолютно иные. Он представляет собой устойчивую и непоколебимую основу вселенной. Недаром в заговорах часто упоминается о крепости и вечности Алатыря. В подобном устройстве космоса есть определенная философская логика. Мир изменчив и непостоянен, он вечно находится в движении. Импульсом к этому движению, по заговорам, служит остров Буян. Но несмотря на свою изменчивость, вселенная вечна, постоянно изменяясь, она была, есть и будет. Залогом этой стабильности, по заговорам, и служит камень Алатырь.

В.В. Мильков замечает, что «В вариантах русских духовных стихов и особенно в отличающейся своей архаичностью заговорах «пуп морской» - «церковь соборная» эквивалентен «алатырь камню», или другими словами, мифологическому сакральному центру мира. Камень-алтарь находится в центре мировых вод и наделяется чудесными свойствами. Это одновременно и знаковый священный образ мира и его оберег».
Почему же Алатырь «бел-горюч»? Белый цвет, в противоположность черному, олицетворяет собой добро, свет и жизнь. М. Забылин отмечал, что под «горючим» камнем Алатырем подразумевается «светящийся». Это вполне возможно, но вероятно, также, что Алатырь - это камень не просто светящийся, а именно «горючий», горящий, то есть светящийся от того, что он горит, раскален до бела от горения. Стоит ли расценивать это как намек на связь Алатыря с огнем? Скорее, на связь с некой энергией, силой, олицетворением которой мог в древности служить огонь: «На море на Окиане есть бел-горюч камень Алатырь, никем неведомый; под тем камнем сокрыта сила могуча, и силы нет конца».
Итак, если сущность высшего мира - идея и двигатель жизни на земле, то, чтобы добиться чего-либо желаемого, древние славяне пытались при помощи заговоров, особой магической словесной формулы, воздействовать из своего мира на мир богов, с тем, чтобы изменить по своему усмотрению высший замысел, воздействовать через небесный мир на свой земной.
Рассмотрим теперь, как взгляды наших предков на пространственное устройство мира отразилось в их ритуальной практике. Обратимся к погребальной обрядности. Е.А. Демвденко была высказана мысль, что «в основе постройки могил лежали, вероятно, представления об устройстве мира». Мне кажется, что существует достаточно доказательств, позволяющих утверждать подобное. Взять, хотя бы обычай устанавливать на могиле камень или сажать дерево. «Общефольклорный «камень» связан с определенным кругом устойчивых мотивов, которые отражают единый мировоззренческий комплекс, связанный с народными представлениями о смерти, о царстве мертвых. Характерное расположение дерева и камня рядом друг с другом, довольно часто встречающиеся в фольклоре, напоминают могилус надгробным камнем и деревом». Скорее, однако, именно устройство могил должно было копировать схему мироздания (или часть ее). Еще А.А.Котляревский замечал, что древние бодричи «над прахом усопшего воздвигали из камней и земли огромный холм, его окружали правильными рядами торчащих камней, а на верху могилы полагали огромный камень». Конструкция, как видим, очень напоминает модель мира.
В.В.Седов приводит следующее описание языческого святилища в урочище Перынь под Новгородом. Оно, видимо, было посвящено Перуну, и в описании его устройства легко угадывается уже известная нам схема мироздания. «Центральную часть святилища составляла приподнятая над окружающей поверхностью горизонтальная площадка в виде правильного круга диаметром 21 м., окруженная кольцевым рвом шириной до 7 м. и глубиной более 1 м.. Точно в центре круга раскопками выявлена яма от столба диаметром 0,6 м.. Здесь стоял деревянный идол Перуна, который, как сообщает летопись, в 988 г. Был срублен и сброшен в Волхов. Перед идолом находился жертвенник - круг, сложенный из булыжных камней. Ров, окружавший культовую площадку, представлял в плане не простое кольцо, а ободок в виде громадного цветка с восемью лепестками. Такую форму придавали ему восемь дугообразных выступов, расположенных правильно и симметрично. В каждом таком выступе на дне рва во время языческих праздников разжигали ритуальный костер».
В целом композиция очень напоминает остров Буян (или землю) центральный возвышенный круг, дуб-столб - идол Перуна и камень Алатырь - алтарь перед идолом. Это может быть подтверждением предполагаемой связи между камнем Алатырем и алтатем-жертвенником. Но связь эта, скорее, не лингвистическая, основанная на созвучии названий, а функциональная. У нас нет оснований отрицать, что камень Алатырь славянской мифологической традиции мог служить и олицетворением высшего небесного алтаря. Присутствие алтаря-жертвенника на Буяне подтверждает и В.Н.Топоров. Видимо, цель этой ритуальной композиции - отобразить систему мирового устройства, скопировать ее, повторить сакральный высший мир на земле. Естественно, что подобные композиции играли роль святынь. Подобные святилища были обнаружены археологами и на Смоленщине, Псковщине, на Полесье и т.д. «В землях с сильно урезанным или каменисто-горным рельефом святилища сооружались на вершинах возвышений, часто занимающих господствующее положение на местности».
Что же касается деревьев на могилах, (возможно, как столб, идол, олицетворявших ось вселенной), то «мотив дерева явственно отражен в символике архаических славянских надгробий в форме дерева с распустившейся кроной или изображения его на средневековых надгробиях. Мотив дерева на могиле - один из распространеннеиших в устнопоэтическои и художественно-изобразителной традиции славян. В декоративном оформлении надгробных сооружений он проявляется в разных формах «процветших крестов», несущих на себе спускающиеся ветки дерева внутри креста и т.п. Мотив дерева на могиле устойчиво держится в обычае сажать на могиле дерево или куст».
В данном случае также интересен древний славянский обычай сжигания покойников в лодьях или лодках. «Ибн-Фодлан описывает обряд сжигания покойников у руссов в лодке. Раскольники до сих пор не употребляют гробов, сколоченных из досок, а выдалбливают их из цельного дерева — точно так как делались в старину лодки; в прежнее время это было почти общим обычаем». Что означает этот обычай? Не предстоит ли покойнику в этой самой лодке пересечь небесное море-океан, чтобы попасть в царство душ, расположенное в высшем мире? В.Я.Петрухин утверждает, что ритуал погребения (сжигания) покойника в лодье, будучи характерным не только для славян, но и для скандинавов, «был лишь частью ритуально-мифологического комплекса, связанного с представления-ми о путешествии в лодке на тот свет и присущего как скандинавам, так и славянам, а также балтам». Если учесть, что море представлялось славянам раскинувшимся вверху морем-океаном, то присутствие лодьи в погребальном обряде становится объяснимым. На том свете покойнику предстоит пересечь некие водные просторы. Умершего сжигали для того, ви-димо, чтобы он, как верили славяне-язычники, обратившись в дым, воз-знесся на небо, вместе со сжигаемой лодьей, которая служила лишь средством фантастической переправы. Интересно, что ветер, раздувавший во время обряда пламя костра, считался у славян знаком небесной милости, поскольку способствовал скорейшему перемещению души на небо.

ДМИТРИЕВА Е. Н . ЯЗЫЧЕСКИЕ МОТИВЫ В СИСТЕМЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА.

Поделиться: